С каждым годом всё большее количество людей задумывается об экологической ситуации в Российской Федерации. Приходя к неутешительным выводам, россияне начинают менять свои привычки ради природосбережения. Конечно, предпринимательство обязано активно реагировать на изменение поведение потребителей, дабы оставаться для него привлекательным. Сегодня рассказываем об основных тенденциях в развитии «зелёного» предпринимательства в России.
Активное развитие рынка специализированных экотоваров
За последние несколько лет российские предприниматели начали активные попытки удовлетворить спрос на товары повседневного пользования, которые, в отличие от своих аналогов, не загрязняют окружающую среду. Среди самых продаваемых примочек для данного слоя населения оказались:
- Заменители пластиковых пакетов («экомешочки»)
Данный товар помогает остановить рост количества пластиковых пакетов, а, значит, остановить загрязнение планеты от пластика
- Восковые салфетки
Самый серьёзный соперник неэкологичной пищевой пленки. В такие салфетки можно завернуть еду, чтобы она не потеряла свою свежесть. Причем тесты показывают, что в салфетке продукты сохраняются даже лучше, чем в пластике, ведь воск обладает антибактериальными свойствами.
- Экологичная одноразовая посуда
Среди самых популярных товаров: ложки из дерева, вилки из кукурузного крахмала и тарелки из сахарного тростника.
- Многоразовая тара для напитков
В основном подразделяются на 2 вида: многоразовый стаканчик для горячих напитков и многоразовая стеклянная бутылка для воды.
Ребрендинг упаковки
Всё чаще на упаковках мы можем увидеть: «эко», «био», «биоразлагаемое», «не протестировано на животных». Такой маркетинговый ход помогает привлечь «зелёного» покупателя и в целом смотреться выигрышно по сравнению с конкурентами. А теперь конкретные примеры:
- «Бифилайф» – «био»)

- «Селижарово» – акцентируют внимание на том, что в основе напитка – родниковая вода

- «Село Зелёное» – «100% чистый продукт»

Экологичные инициативы компаний – тенденция быть «eco-friendly» компанией
Так, компания «ВкусВилл» во всех магазинах сети давно поставила контейнеры для сбора использованных батареек, позволяя покупателям правильно их утилизировать. В прошлом году компания отказалась от бесплатных пакетов для покупателей, что позволило снизить их потребление более чем в два раза. Компания максимально смягчила для покупателей отсутствие бесплатных пакетов и предложила им по себестоимости многоразовые сумки, продолжая объяснять цель отказа от пакетов ответственным отношением к природе.
От рынка продуктовой розницы не отстаёт рынок общепита. Так, в Санкт-Петербурге можно увидеть кофейни, в которых обладатели собственного многоразового стаканчика могут получить кофе со скидкой. Среди таких компаний: «Trophy coffee», «MIRU», «The 90’s» и множество других.
Среди российских компаний по производству одежды можно отметить компанию «Реченька». Они создают свитшоты из хлопка. Для рисунков на своих изделиях компания выбрала два растения, находящихся под угрозой исчезновения: можжевельник и первоцвет.
Полномасштабным экологическим просвещением граждан занимается компания «Сибур». Среди последних инициатив можно выделить такие как:
— финансирование природоохранных проектов в рамках корпоративной благотворительной программы «Формула хороших дел»;
— экологический конкурс «Чистое искусство»;
— серия субботников «Чистый город».
Подытоживая сказанное, хочется сказать о ситуации в «зеленом» предпринимательстве РФ в целом. Основными сферами реализации проектов социального предпринимательства в экологической сфере являются: текстильная промышленность, возобновляемая энергетика, производство косметических средств, пищевая промышленность, переработка ТБО. При этом экологический характер производственного цикла дополняется особыми социальными эффектами (например, трудоустройство социально-незащищённых групп населения).
«Зелёная» экономика «сверху» поддерживается политикой государства, а «снизу» – инициативами социальных предпринимателей. Однако на данный момент какое-либо воздействие между этими процессами либо размыто, либо вовсе отсутствует. Таким образом, именно разработка механизмов, связующих политику развития социального предпринимательства как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества, в будущем поможет одновременно сократить и издержки на реализацию программ «зелёной» экономики, и насытить рынок новыми игроками, которые изначально в своей деятельности будут преследовать социальные и экологические цели.
Итак, в нашей стране видны изменения поведения компаний в пользу улучшения экологической ситуации в стране. Это однозначно положительная тенденция в среде российского предпринимательства. Открытым лишь остаётся вопрос: являются ли эко-инициативы данью моде или изменением мышления российского предпринимателя? Думаю, ответ можно будет получить лишь по прошествии большого количества времени, когда тренд экопотребление и «zero-waste» уменьшится.