История Царскосельского лицея

19 ноября в России отмечается День лицеиста. Дата выбрана неслучайно. В этот день, 207 лет назад, в 1811 году, свои двери открыл первый лицей в России – Царскосельский. Рассказываем историю его возникновения

К началу девятнадцатого века образование могли получать только люди из высших сословий. В либеральный период правления Александра Первого наметились изменения. Образование стремится к бессословности: появляются приходские школы и гимназии. Бедняки получают возможность учиться грамоте.

Но помимо обычных образовательных учреждений, император решает создать идеальное пространство для образования «родовитых» детей. Таким и становится Царскосельский лицей, основанный в 1811 году. По сути, учебная программа почти совпадала с тем, что проходилось в университете. Поэтому образование лицея приравнивалось к университетскому.

Здание Царскосельского лицея

Цели создания лицея

Знаменитый девиз «Для общей пользы» имел мало общего с задачами, которые ставились перед лицеем. Планировалось, что заведение будет готовить чиновников на важные государственные должности. Конечно, некоторые выпускники заняли высокие посты в государственном аппарате. Например, Александр Горчаков, который стал канцлером Российской империи. Но были и многие другие юноши, которые пошли по творческому пути: Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер и Пущин. Это связан с тем, что учебный план имел гуманитарную направленность и не был строгим, что давало простор для творчества.

Герб и девиз Царскосельского лицея

Отличия от других учебных заведений

В Царскосельском лицее запрещалось использовать телесные наказания. Бить учеников, по примеру других частных школ, запрещал устав университета.

Учебная программа

План, по которому обучали детей дворян, разрабатывал лично Михаил Сперанский. Реформатор и либерал, он ставил во главу угла гуманитарные предметы, которые расширяли кругозор. Лицеисты изучали несколько языков, Закон Божий, правоведение, историю, точные науки и многие другие. Также изучались некоторые специфические для современных школ дисциплины. Например, фехтование, верховая езда и танцы.

Система оценивания

Всё было наоборот. Нежели в современных школах. Самой высокой оценкой была единица. Неудовлетворительный результат – четвёрка. Такая система была позаимствована из Европейских учебных заведений.

Отметки выставлялись не только за знания. Также учитывался талант и способности по каждому предмету. Если проводить параллель с современным образованием, то отдаленно напоминает школьную оценку за прилежание

Помимо учёбы

Ученики не забывали и отдыхать. В свободное время молодые лицеисты любили пошалить, поиграть в салки и организовать войнушку. Во время учёбы тоже не приходилось скучать. Например, на экзаменах присутствовали известные личности. Считается, что именно тогда молодого Пушкина заметил поэт Гавриила Романович Державин.

Картина Репина, на которой лицеист Пушкин сдаёт экзамен в присутствии поэта Гавриила Державина

Каждый год выпускники отмечали «День лицея», собираясь на праздничный обед. Пушкин даже написал, что союз лицеистов «неразделим и вечен». Поэт предрёк, что когда-нибудь последний лицеист будет праздновать «День лицея» в одиночестве. Так и произошло, канцлер Горчаков пережил своих товарищей и остался последним из первого, «чугунного» выпуска лицея.

error

Понравилось? Подпишитесь на нас в Телеграм и Дзен :)

error: Content is protected !!