Магазины «Берёзка»

История двадцатого века – особенная штука. Прошлое столетие не так далеко ушло, наши родители провели в нём большую часть своей жизни, да и мы сами успели в нём пожить. Поэтому лично нам интересно ворошить прошлое и разбираться в исторических тонкостях. На этот раз расскажем о парадоксах потребления в позднем СССР на примере магазинов «Берёзка»

Аннотация

Написать материал меня побудила книга Анны Ивановой о магазинах «Берёзка». Конечно, до её прочтения я примерно представлял себе систему валютных магазинов и даже общался с их постоянными посетителями.
Но чёткая структура привилегированной системы потребления появилась у меня в голове после прочтения книги. Осилить её целиком затруднительно, поэтому предлагаю прочесть ниже краткую выжимку.
«Берёзками» называлась сеть магазинов, в которых продавались потребительские товары за иностранную валюту, сертификаты, а потом чеки Внешпосылторга. Как правило, покупателями были советские дипломаты, иностранцы и другие лица, владеющие валютой

Чем интересны «Берёзки»

Функционирование «Берёзок» было парадоксальным явлением. Советское государство выступало за всеобщее равенство, но вдруг само открывало магазины, которые были недоступны для обычных граждан.
Более того, их ассортимент выгодно отличался от остальных магазинов. Дело в том, что в «Берёзках» продавались либо зарубежные товары, либо советские товары повышенного качества. Такие товары производили на экспорт, но для «Берёзок» делали исключение.
Поэтому работа подобных магазинов наносила ущерб идеологии Советского Союза, но пополняла его казну.

Появление «Берёзок»

Хрущёвская оттепель принесла с собой массовый выезд специалистов и дипломатов за границу. Загранработники получали зарплату в иностранной валюте и тратили её на товары, которые в СССР считались дефицитными. По приезде их выгодно продавали или оставляли для личного пользования.
Чтобы загранработники не тратили валюту за рубежом, им разрешили переводить деньги в СССР и оплачивать дефицитные товары. Это было сделано с целью предотвратить спекуляцию привезенными вещами и пополнить запас валюты в стране. Первоначально предлагалось купить только улучшенные товары советского производства.

Система «Внешпосылторга» работала так:

Граждане, работающие за границей, выбирали из специальных каталогов товары, предназначенные для экспорта, и заказывали их. Затем они переводили деньги на счёт Внешторгбанка, и их родственники получали заказ в пунктах выдачи, магазинов пока не было.
Такая система торговли действовала для советских загранработников, а вместе с ней начинает развиваться торговля за валюту с иностранцами.
Туристы получили возможность, находясь в СССР, покупать товары за наличную валюту. Главной целью, как и в случае с «Внешпосылторгом» стало извлечение валюты для нужд государства.
Так появились магазины «Берёзка», которые велено было открывать рядом с большими скоплениями иностранцев: в гостиницах, аэропортах и рядом с достопримечательностями.
Через некоторое время «Берёзки» перестанут быть магазинами исключительно для иностранцев и так станут называть магазины Внешпосылторга для загранработников.

Появление заменителей иностранной валюты

Торговля по безналичному расчету через Внешпослыторг была неудобной. Чтобы её оптимизировать, вводятся три вида сертификатов, которые советские граждане могли получить в обмен на валюту и расплатиться ими в магазинах Внешпослыторга. Госбанк выпустил сертификаты с достоинством от одного до двухсот пятидесяти инвалютных рублей.

Сертификаты были трёх видов:

  • С полосой синего цвета. Выдавались в обмен на валюту соцстран, например Венгрии и Монголии.
  • С полосой жёлтого цвета. Их выдавали в обмен на деньги развивающихся стран, например, Египта.
  • Без полосы. Такие сертификаты получали в обмен на валюту капиталистических стран, например Америки.
Сертификат «Внешпосылторга»

Сертификаты могли обмениваться на рубли по номиналу, то есть 1 инвалютный рубль=1 обычному рублю. А вот обменять их обратно на валюту было нельзя

Процесс обмена валюты был достаточно проблематичным. По пунктам это выглядело так:

1. Пересчёт валютной зарплаты в инвалютные рубли
2. Выдача сертификатов по специальному для каждого типа сертификатов курсу.
Бесполосные сертификаты за валюту капстран выдавались по курсу 1:1, то есть 100 сертификатов за 100 инвалютных  рублей
Сертификаты с жёлтой полосой получали по поправочному курсу от 1,1:1 до 1,9:1, то есть за 100 инвалютных рублей можно было получить от 90 до 50 сертификатов.
Для сертификатов с синей полосой система обмена была самой интересной. Они выдавались за валюту соцстран по курсу 1:1, но их покупательная способность была меньше. В магазинах «Берёзка» цены при покупке на такие сертификаты были выше в несколько раз, чем при покупке на бесполосные чеки.
Кстати, ассортимент товаров для держателей сертификатов отличался. За сертификаты без полосы можно было купить любой товар, за жёлтые чеки ассортимент был меньше, а за синие – совсем скромным.

Только в 1977 году неповоротливую систему с тремя сертификатами отменили и ввели единый чек Внешпосылторга.

Категории населения, которые имели доступ в магазины «Берёзка»:

Советские загранработники, дипломаты и послы, и другие граждане, выезжающие в командировки

  • Технические специалисты, работающие за границей
  • Выезжающие на гастроли или соревнования
  • Советские военнослужащие за рубежом
  • Граждане, получившие валютный перевод от иностранца
  • Учёные и писатели, получавшие гонорары из-за рубежа

Ассортимент «Берёзок»

Товары для «Берёзок» отбирались особенно тщательно. Государство понимало, что чем привлекательнее товар, тем больше валюты в казну он принесёт. Большая часть товаров была импортной: бытовая техника,  одежда, обувь и продукты. Встречались и советского производства, например, ювелирные изделия, фотоаппараты и меха.
Процесс отбора заграничной продукции был кропотливым. Товароведы «Берёзок» и сотрудники Внешпосылторга посещали зарубежные и московские выставки, отбирая на них парфюм, одежду и технику.
Самым востребованным товаром в «Берёзке» был автомобиль. Любая  машина была дефицитным товаром, за которым приходилось стоять в очереди месяцами. Около 20% от всех проданных в Союзе автомобилей доставались за валюту загранработникам.

Волга ГАЗ-21, изображение с сайта Wroom.ru

Вторым по популярности товаром стала бытовая техника и электроника. Предпочтение отдавалось импортным аппаратам фирм Panasonic, Grundig, Krups, Hitachi, Sony и другим. По воспоминаниям их владельцев, заграничные товары имели высокое качество и служили на протяжении десятка лет. В розничной сети товары импортных фирм не появлялись, поэтому были большой редкостью.

Мелкие покупки в «Берёзках» тоже пользовались популярностью. Особенно востребованными оказывались одежда и обувь. У тех, кто работал за границей недолго, денег на крупные покупки не хватало. А вот позволить себе приобрести товары массового потребления могли все загранработники.
Огромным спросом к началу 70-х пользовались джинсы европейского производства. Для многих покупка джинсов фирмы «Wrangler» была несбыточной мечтой, они появлялись только в «Берёзках».
Джинсы стали настолько популярны, что специально для «Берёзок» изготавливали штаны советского производства фирмы VPT. Однако сразу после покупки нашивка VPT отпарывалась и пришивалась этикетка популярного европейского производителя джинсов.

В завершении

Конечно, в общественном сознании «Берёзки» представали чем-то несправедливым и противоречащим коммунизму. Обычные граждане осуждали магазины для избранных, а те, кто был вынужден ими пользоваться, зачастую стеснялись такой «кормушки».
Дискуссия в обществе настолько разрослась, что даже поэт Владимир Высоцкий упомянул неприятную ситуацию с «Берёзками» в песне «Поездка в город». В ней провинциальный герой едет  в Москву за покупками, но не может попасть в магазины из-за очередей, тогда он решает зайти в «Берёзку», но и туда ему путь закрыт. Сам Высоцкий на концертах рассказывала, что песня написана по мотивам ситуации из жизни, которая случилась с его другом.
В итоге после публичного и всеобщего осуждения магазины «Берёзка» были закрыты в конце 80-х годов.

Понравилось? Подпишитесь на нас в Телеграм и Дзен :)

error: Content is protected !!