Рэп 20 века, что слушали наши родители

«Русский рок» начал формировться в России в конце 50-х годов. Новое направление в музыке нашло большую популярность у молодежи. Увлечение культовой группой «The Beatles» привело к возникновению собственной рок-культуры. «Макулатура» рассказывает историю возникновения этого музыкального жанра в России.

«Битлы» доползли до СССР, 60-е годы

Русский рок-н-ролл как течение сформировался в России после 1965 года. Тогда всю страну охватила «битломания». Молодую английскую группу пела вся молодежь СССР. Их пластинки расходились огромными тиражами, каждая школьная рок-группа имела в репертуаре песни «жуков». Появляются первые отечественные рок-коллективы. Сначала они только перепевали зарубежных исполнителей. Критерием качества служило максимальное сходство с оригиналом. О самобытности нового течения пока речь не идет, но это вопрос времени.

Фотография участников группы «Beatles» для обложки альбома «Abbey Road»

 Вокально-инструментальные ансамбли, 70-е годы

Молодые рокеры все чаще задумываются о создании и исполнении своих материалов. Камнем преткновения стал язык исполнения новых песен. Некоторые считали недопустимым исполнять рок на русском языке, но запущенный механизм было уже не остановить. Коллективы один за другим вносили в свой репертуар песни на родном языке. Но ценности, воспетые рок-группами, консервативная власть не разделяла. Поэтому музыкальные коллективы подвергаются тщательному контролю.

Рок-группы были вынуждены принять одну из баррикад в отношениях с властью:

  • Можно было официально стать вокально-инструментальным ансамблем. Репертуар ВИА четко контролировался, но они могли выступать на больших концертах и записывать пластинки.
  • Вторым вариантом был уход в «подполье». Такие группы играли неофициальные концерты в квартирах, подвалах и небольших ДК. Концертные помещения были маленькими, помещались не все желающие. Поэтому неотъемлемым спутником любителя рока стал магнитофон.

Магнитофоны

В 70-е годы широко распространяются «магнитальбомы», которые делались в домашних условиях. Из-за отсутствия цензуры они были востребованы тысячами фанатов рок музыки.

Первым серийным магнитофоном «для людей» стал «Днепр» в 1947 году. Он был дорогой, позволить его себе могли немногие. Свобода звукозаписи в СССР пришла с массовым магнитофоном «Комета-201». Он записывал с другого магнитофона, радио или на встроенный микрофон. Он завоевал всеобщую любовь надежностью и невысокой ценой. В 70-е магнитофоны появляются в каждом доме. Молодежь повсеместно коллекционирует пластинки, каждый пытается достать запись со своими кумирами.

Катушечный магнитофон «Комета МГ-201М»

Рок-клубы, широкое распространение рока, 80-е годы

Рок-творчество активно развивается, коллективы с трудом умещаются на подпольных площадках. Выступление на официальном уровне по-прежнему пресекается. Из-за этого на всей территории СССР появляются «квартирники». Домашняя атмосфера и личное общение с кумирами приводили молодежь в восторг. Посещение таких мероприятий было возможно только по приглашению. Списки гостей проверяли, исключая визит «чужака».

Параллельно в СССР стали образовываться рок-клубы. Подпольные выступления становятся массовым явлением. Полное отсутствие контроля, свободомыслие не устраивает руководство СССР. Но чиновникам приходится признать неизбежность разрастания рок-культуры. Оставлять большую нишу без государственного регулирования было невозможно. Поэтому начинается создание рок-клубов. Это делается для упрощения контроля над коллективами. Теперь нужно было записывать рок-группу и становится на учет к государству. За это музыканты получали небольшие деньги, место для репетиций, выход на публичную сцену.

Рок-движение в городах

Ленинградский рок-н-ролл

Первые рок-клубы появились в Ленинграде. Концерты под одной крышей и выпивка в «Сайгоне» породили много новых рок-групп. Здесь берут свое начало легендарные группы «Кино», «Алиса» и «Аукцион». С 1983 популярность нового направления в музыке делает Ленинград столицей русского рока.

Рок-группа «Алиса»

Московский рок-н-ролл

Москва активно соперничала с Ленинградом за право называться центром советской рок-музыки. В 70-е в Москве образуется культовая рок-группа «Машина времени», которая до сих пор собирает полные залы.

Рок-группа «Машина времени»

Свердловский рок-н-ролл

Свердловск тоже называют столицей русского рока. Этот соперничал с Питером и Москвой по количеству выдающихся рок-групп. В Свердловске родились «Наутилус Помпилиус» и «Чайф».

Рок-группа «Чайф»

Расцвет русского рока

Русские рок-группы получают возможность выступать на международной арене. «Аквариум», «Алиса» и некоторые другие группы записывают в США общий альбом. Русский рок узнают в Европе, коллективы начинают гастролировать по всему миру.

Рок-музыканты сразу же становятся востребованными и популярными. Солист группы «Звуки Му» Петр Мамонов вместе с фильмом «Такси блюз» выигрывает Золотую ветвь Каннского кинофестиваля. В 1988 году Виктор Цой становится актером года за исполнение роли в фильме «Игла». Кстати, там он снимается с тем же Мамоновым.

Виктор Цой в фильме «Игла»

Упадок рок-н-ролла

В начале 90-х годов рок-группы становятся полноправными членами российской эстрады. Это уже не полуподвальные концерты на 20 человек, а крупные выступления, собирающие тысячи людей. Рок наполняет коммерция, тем самым убивая в нем «бунтарский» дух, который так нравился молодежи. Рок-музыка уже не протестует против государства, а наоборот все большее подчиняется ему.

Процесс естественного упадка русского рока увенчивает растущая популярность поп музыки. Пройдет всего пару десятилетий и на смену «попсе» придет рэп культура.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Notify of
error

Понравилось? Подпишитесь на нас в Телеграм и Дзен :)

error: Content is protected !!