Художественный приём «роман в романе»

Внимание, эмоциональная статья! Главред «Макулатуры» признается в любви к гению Булгакова и расскажет о его крутом приёме «роман в романе». Не претендует на роль литературного критика, поэтому не стоит воспринимать текст как нерушимую истину.

Школьные годы чудесны

В школе я любил уроки литературы до 11 класса. Последний год программы выдался слишком «советским»: поэты «Серебряного века», Горький, Бунин, Шолохов. Я откровенно скучал, пока однажды, через пелену сна, не услышал словосочетание «роман в романе». Страсть к неизвестному заставила проснуться и слушать учителя. Я так заинтересовался, что проглотил «Мастера и Маргариту» за пару дней. На мой взгляд, именно художественный прием «роман в романе» делает этот роман Булгакова гениальным. Но обо всём по порядку.

Структура произведения

Роман «Мастер и Маргарита» состоит как бы из двух романов. Первый – рассказ о жизни мастера, а второй – книга Мастера про Ершалаим. Кстати, тема романа мастера приводит Воланда в восторг. Он говорит: «Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы?» — спрашивает Воланд, узнав, о чем писал Мастер.

Эти романы тесно переплетаются, но различны по манере повествования.

Пилатовские или Ершалаимские главы

Ершалаимские главы, которые рассказывают о Понтии Пилате и Иешуа, написаны строго, без выраженной позиции автора, сатиры и фарса. Средства художественной выразительности не употребляются, только сухая, даже торжественная проза. Это связано с тем, что сюжет повествования предельно серьёзен. Мастер воссоздает библейскую историю на свой лад, переосмысливает традиционное видение фигуры Иисуса. Например, Левий Матвей у Булгакова, как и апостол Матфей, записывает жизнь своего учителя. Только у Булгакова Иешуа запрещает своему ученику писать о нём, в отличие от библейской версии. Тем более не совпадает воскрешение Иисуса с окончательной смертью Иешуа.

Московские главы

«Московские» главы о Мастере, литераторах и свите Воланда написаны совершенно по-другому. Автор с живостью повествует о москвичах, которых изменил квартирный вопрос. Он остроумно высмеивает вечные пороки и глупости людей, не забывая и про любовную историю Мастера и Маргариты. Автор как будто рассказывает историю своему другу, постоянно прерываясь на сатирические замечания.

Переплетение двух миров

Может показаться, что два романа никак не связаны между собой, но это не так. Один из авторитетных литературоведов, Леонид  Ржевский отмечал: «два плана булгаковского романа – современный, московский, и древний ершалаимский – связаны композиционно приемами сцеплений, повторов и параллелей.

Ершалаимские сцены проецируются на московские. Даже на школьных уроках литературы мы понимали, что персонажи из московских глав соотносятся с героями из Ершалаима. Иешуа похож на мастера, Левий Матвей – на поэта Бездомного, а Берлиоз на Понтия Пилата. Последние занимают руководящие посты и разговаривают с подчиненными свысока. Оба уверенны, что человек может управлять собственной жизнью и даже жизнью других людей. Как раз за подобные убеждения и самоуверенность Берлиоз и поплатился.

События в обоих романах происходят в одно и то же время года, прямо перед Пасхой, только с разницей в почти две тысячи лет. Пересекаются также второстепенные эпизоды: ершалаимская толпа напоминает зрителей театра Варьете, а место казни Иешуа и гора, где происходит шабаш Маргариты, носят одинаковое название. Погода в Москве и Ершалаиме не отличается: в один миг жара сменяется грозой.

Воланд и Иешуа

Еще более разительным оказывается сходство между Иешуа и Воландом. Оба персонажа обладают необычными способностями: говорят на нескольких языках, предсказывают будущее и читают мысли. Воланд на практике демонстрирует свои способности, предсказывая смерть бедняге Берлиозу. Они в чем-то схожи во взглядах на мир, что странно для персонажей, которые олицетворяют совершенно противоположные начала: добро и зло. И Иешуа, и Воланд считают, что судьба человека находится в руках высших сил.

Надеюсь, что мой школьный очерк помог вам разобраться в структуре романа «Мастер и Маргарита». Читайте Булгакова, любите Булгакова, до новых встреч.

error

Понравилось? Подпишитесь на нас в Телеграм и Дзен :)

error: Content is protected !!