Правовые аспекты распада СССР

Мы тут вспомнили, что наше государство достаточно молодое, даже 20 лет не прошло. «Когда-то, все мы были одним государством», — говорят люди, которые успели пожить в Союзе. Страна распалась, никто из нашей редакции даже не успел родиться в СССР. Поэтому «Макулатура» решила выяснить правовые нюансы распада Советского Союза и разложить ситуацию по полочкам.

Изучать государство в процессе распада интересно. Это позволяет найти причины разрушения и главное определить перспективы развития стран, которые образовались после распада.
Хрестоматийным примером такой страны является СССР. На наш взгляд, юристы недостаточно изучили распад Союза, поэтому мы попытаемся это исправить.
Наше исследование не претендует на суперобъективность, попробуем без лишнего пафоса сопоставить факты, которые имели место быть. Давайте пройдёмся по основным кирпичам, которые постепенно и целенаправленно вытаскивались из фундамента СССР.

Ликвидация высших органов государственной власти

Уже к зиме 1991 года высшие органы государственной власти СССР, а также аппарат Коммунистической партии были юридически ликвидированы договором о распаде СССР.
Нужно отметить, что они являлись основными гарантами Конституции СССР. Сейчас по конституции 1993 года гарант — президент. Представьте себе ситуацию в стране, при которой президент потерял бы полномочия.

 Разрушение Верховного Совета СССР

Это было достигнуто путем создания ему противовеса: сначала это был Съезд народных депутатов СССР, а затем появилась должность президента, которая забрала себе часть руководящих полномочий.

Поэтому к осени 1991 года Высший орган государственной власти утратил влияние, его решения не брали в расчёт руководители союзных республик.

Институт президентства

Пост президента предложили ввести в 1985 году, но Горбачев отказался. Через четыре года в декабре 1989 года инициативу снова попытались реализовать, но Съезд народных депутатов реформу не поддержал.
Прошло три месяца, и пост президента был учреждён в марте 1990 года. При этом, ситуация в стране не поменялась, необходимость реформы вызывает сомнение.

Возможно, причиной введения поста президента стали личные интересы Горбачёва, который хотел сохранить утекающую из рук власть.

Учреждение Съезда Народных депутатов

Реформа была проведена алогично, в ней не было острой необходимости. Чтобы объяснить почему, давайте рассмотрим подготовку «брежневской» конституции.
Когда в 1976 году встал вопрос о введении нового основного закона, была собрана экспертная группа. К предыдущей конституции 1936 года у них было скептическое отношение, но они признали эффективность механизма высшей государственной власти в виде Верховного совета СССР и его президиума. Поэтому эта система и была оставлена в Конституции СССР 1977 г.
По сути, Съезд народных депутатов стал высшим органом государственной власти и забрал часть полномочий у Верховного совета, который и так неплохо справлялся. После этого встала проблема разграничения компетенции между Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР. Такая децентрализация разрушала управленческий механизм Союза изнутри.

Даже сам Горбачёв признавал, что разграничение полномочий между этими двумя органами – вопрос непростой.

Ликвидация КПСС

Коммунистическая партия Советского Союза исчезла из политической системы СССР после изменения ст. 6 Конституции, в которой отменили пункт о руководящей роли КПСС. Процесс окончательного устранения Коммунистической партии начался после Августовского путча 1991 года. Правового механизма для ликвидации Коммунистической партии предусмотрено не было. Поэтому, в отсутствии правовой базы, план осуществлялся с помощью «указного права». То есть основные законодательные акты были приняты Президентами РСФСР и СССР посредством указов.
Точка в юридической ликвидации КПСС была поставлена Указом Ельцина в 1991 году, в соответствии с которым прекращалась деятельность КПСС.

Сепаратизм союзных республик

Процесс распада государственного единства СССР начался с союзных республик, которые с помощью законодательных актов провозгласили себя вполне самостоятельными государствами, не связанными никакими обязательствами перед Союзом.
Одной из первых о выходе заявила Литва. Там на выборах побеждает партия «Саюдис», которая сначала обсуждала автономию и расширение полномочий Литвы, а потом инициировала её отделение от СССР.
Также Литовская коммунистическая партия принимает решение выйти из состава КПСС.

При этом центральное руководство партии бездействует и не принимает меры по предотвращению раскола, предусмотренные уставом КПСС
Республиканские акты, расшатывавшие государственное единство СССР подразделяются на три группы:
а) документы, с помощью которых союзные республики переходили к статусу самостоятельных государств.

Например, декларации и законы о суверенитете республик или о создании собственных вооруженных сил.

б) документы, с помощью которых республики как бы выталкивали друг друга из состава СССР.

Например, акты отдельных республик о признании государственной независимости других союзных республик.

в) документы, с помощью которых республики в одностороннем порядке пытались разрешить национально-территориальные конфликты.

Например, в Нагорном Карабахе или в Абхазии. Эти мероприятия в основном противоречили Конституции СССР и усиливали напряженность.

Сказочке конец или Беловежские соглашения

Руководителями Украины, Белоруссии и России были подписаны Беловежские соглашения, которые юридически прекратили существование Советского Союза.

Эти документы можно считать ничтожными по нескольким причинам:

  1. Договор об образовании СССР 1922 года изначально имел внутригосударственную природу и рассматривался как часть будущей общесоюзной Конституции. Конституция 1924 года к 1991 уже не действовала, значит, договор об образовании Союза, как часть конституции, тоже был не действителен. Значит, его нельзя было денонсировать, то есть расторгнуть.
  2. Данные акты не соответствовали результатам общесоюзного референдума о сохранении СССР, во время которого большинство граждан высказалось «за» обновлённый Союз. Только Украинский народ локальным референдумом дал президенту Кравчуку право на выход из Союза, в Белоруссии и России подобные мероприятия не проводились.
  3. С правовой точки зрения процедура выхода союзных республик из состава СССР не была соблюдена. Этот процесс регламентировался соответствующим законом, который не был соблюдён.

Несмотря на проблемы, сложившейся в СССР к середине 1988 года реальной угрозы распада Союза ССР не существовало. Кризисные явления присутствовали, но они могли быть устранены путем всесторонней и глубокой внутрисистемной модернизации.

Но руководство союза и республиканские лидеры неправовыми методами и спорными реформами расчленили единое государство и образовали Содружество Незавимых Государств.

Понравилось? Подпишитесь на нас в Телеграм и Дзен :)

error: Content is protected !!